Артём Чайка: История одного бизнеса. Очерк

Буквально за три года с момента передачи «Первой нерудной компании» (ПНК) частным инвесторам, ОАО ПНК превратилась из сервисно-сырьевого придатка РЖД в крупнейшего производителя нерудных материалов.

Широкой общественности про ПНК стал известно в октябре 2011 года, когда премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о продаже 75% минус две акции ПНК частному инвестору. Соответственно, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, во исполнение решения Правительства РФ, запустил процедуру продажи, подписав соответствующие распоряжения. До этого момента ПНК было полностью дочерним предприятием РЖД с одной единственной функцией - поставка щебня для государственной монополии. 

Напомним, что и само ОАО «РЖД» было создано, по историческим меркам, сравнительно недавно, в 2003 году. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС России оставались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС. Среди них - 30 щебёночных заводов. 18 из них и вошли в состав ПНК летом 2008 года. Отметим, что изначально передача имущества от МПС к РЖД носила чисто технический характер – технология и логистика перевозок, структура и иерархия управления железных дорог не изменились. Если проводить эту аналогию дальше, то надо признать, что и МПС РФ была правопреемником МПС СССР не только юридически, но и идеологически.

Соответственно, ПНК, полностью зависимое дочернее предприятие, созданное исключительно под нужды РЖД - поставка щебня для государственной монополии, продолжало работать, как работалось и раньше – «по-советски». Никто тогда в структурах РЖД даже представить себе не мог, что искусственно (и исторически) созданное монопольное положение ПНК может каким-то образом пошатнутся – только этот «ручной монстр» мог справиться с объёмами и логистикой поставок щебня для РЖД. 

Поэтому, до продажи частному инвестору, ПНК, с точки зрения современных бизнес-процессов, «катилось по давно проложенной колее», о модернизации, о развитии, о получении прибыли не надо было думать. Не надо было анализировать затратную часть и издержки, следить за конкурентоспособностью оборудования.

Камнереченский щебеночный завод, Новосибирская обл., Тогучинский р-н, с. Буготак.

Основан в 2002 году. Производственная мощность на сегодняшний день достигает более 1,8 млн. куб. м нерудных строительных материалов и является самым мощным филиалом ПНК по объёмам производства. Предприятие осуществляет выпуск путевого щебня фракции 25-60мм до 75% и строительного щебня до 25% от общего объёма. Сырьём для производства качественного щебня является Буготакское нагорное месторождение строительного камня, представленного высокопрочными диабазами, диабазовыми порфиритами и спилитами, что позволяет увеличивать срок службы балластного слоя в железнодорожных путях, а также изготовление ответственных строительных конструкций. Погрузка готовой продукции в железнодорожный транспорт осуществляется в автоматическом режиме при помощи подштабельных галерей, а в автотранспорт при помощи погрузчика, что позволяет резко сократить время на ожидание погрузки подвижным транспортом


Генеральный директор Камнереченского щебеночного завода Сергей Александрович Уваров: 

На июнь этого года, по сравнению с июнем 2016-го мы увеличили объёмы отгрузки на 15%. Люди дорожат стабильностью, понимают экономическую важность для предприятия сохранять высокие объёмы производства. Можно даже сказать, что коллектив практически безболезненно перешёл в реалии сегодняшних рыночных условий, но тут, конечно, сказалась, кадровая политика – все наши сотрудники высококвалифицированные специалисты горного профиля, знают специфику рынка и понимают его экономику, зависимость прибыли от определённого уровня производства и свою прямую заинтересованность в качестве и результатах труда. И второй важнейший момент нашей работы это качество продукции, конечно. За последние годы очень сильно возросли требования и к балласту для железных дорог и к подложке для автодорог, наша продукция, это основа, позволяющая выдерживать увеличение и скорости движения и увеличение нагрузок на полотно. Мы поставляем только качественную продукцию и наша сертифицированная лаборатория – наша гордость, оснащена самым современным лабораторным оборудованием контроля. Мы, весь коллектив, спокойно и уверено смотрим в будущее. 


Итак, напомним ещё раз – РЖД создано в 2003 году, распоряжение Путина о продаже ПНК – в 2011. 8 лет РЖД не спешило расстаться со своими щебёночными заводами. Но, после того как износ оборудования, текущие расходы, сложность управления превысили все разумные рамки, стало понятно, что эти расходы надо переложить на чьи то другие плечи. Расходы – переложить, а влияние на бизнес-процессы – попытаться сохранить. 

Современные правила ведения бизнеса подразумевают, что перед продажей компании необходимо провести аудит и оценку активов. Такой аудит и был заказан потенциальными покупателями. Независимые иностранные аудиторы оценили предприятие в 1,5 млрд. руб. и обозначили существующие бизнес проблемы.

РЖД при этом хотел продать ПНК за 4 млрд. руб. Достаточно долго рынок не проявлял интереса к приобретению предприятия с явно завышенной стоимостью, даже несмотря на наличие в пакете продажи такого заманчивого актива, как так называемый «вечный контракт» на поставки щебня на нужды РЖД. При детальном рассмотрении этого «вечного контракта» оказывалось, что и сам контракт должен был продлеваться каждый год, и цена щебня, из-за больших объёмов поставок, особо прописывалась в контракте по цене ниже среднерыночной.

Существующее на тот момент техническое оснащение ПНК позволяло производить фракции щебня только для нужд РЖД, а переоборудование всех заводов под рыночные потребности других отраслей народного хозяйства потребовало бы огромных капитальных вложений. 

То есть, даже при смене собственника, фактически оставалась полная зависимость ПНК от РЖД. Объективности ради, надо отметить, что и РЖД так же зависит от ПНК – на рынке не существует другого такого предложения путевого щебня, способного удовлетворить потребности РЖД. Плюс логистика – заводы ПНК изначально построены в оптимальных местах для РЖД.

Соответственно предприятие мог купить только тот человек, который был в состоянии отстоять свои интересы в РЖД.

И такой покупатель был найден. Это структуры сына генерального прокурора – Артёма Чайки. Было понятно, что человек, покупающий такую компанию, ожидает окупаемость инвестиций в долгосрочной перспективе, через десятки лет. Для покупки ПНК был взят кредит в Сбербанке на очень жёстких условиях, которые окончательно ставили компанию на грань банкротства. 

Это была странная покупка. Совокупность факторов не позволяла рассчитывать на прибыльность даже в долгосрочной перспективе. 

В принципе, дальнейшие события это и показали. 

ООО «ПНК-Урал». Челябинская обл., Саткинский р-он, р.п. Бердяуш.

Строительство щебеночного завода в Бердяуше началось в 2008 году. На полную производственную мощность завод вышел к 2010 году. Сейчас на предприятии работают 340 человек. Сырьём для производства качественного высокопрочного кубовидного щебня служат полезные ископаемые Бердяушского месторождения (граниты, габбро-диабазы, гранодиориты, доломиты) средней плотности 2,88 г/см3. Запасы строительного камня (щебня) превышают 60 млн. м3. Объёмы производства щебня 2600 тыс. тонн в год. Завод располагает самым современным технологическим оборудованием для производства высококачественного щебня. 

И. О. Генерального директора ООО «ПНК-Урал» Давид Игоревич Эйдус: 

Выпускаемая нашим заводом продукция щебня применяется потребителями для производства высокопрочных бетонов в гражданском и промышленном строительстве, для балластировки железнодорожных путей, для строительства автомобильных дорог. Среди наших потребителей отметим «Башкиравтодор», который имеет богатую историю и опыт, выполняет работы в дорожно-строительной области более 85 лет. И «Волжско-Уральская транспортная компания» - ведущее региональное транспортное предприятие, с помощью которого бесперебойно работают многие производства в Самарской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областях, в республиках Мордовии и Башкортостана.

Ну и разумеется РЖД. Именно в таком порядке, хотя по объёмам РЖД и основной наш потребитель, то, что качество нашего щебня прошло проверку таких серьёзных игроков как «Башкиравтодор» и «Волжско-Уральская транспортная компания», позволяет нам спокойно смотреть в будущее и планировать дальнейшее развитие предприятия. 

Перед продажей актива частному инвестору из зоны ответственности ПНК были выведены перевозки щебня. Весь логистический блок ПНК – все перевозки щебёночной продукции для нужд путевого комплекса РЖД внезапно стали проходить через конкурс, который удивительным образом стали выигрывать логистические компании, связанные с …РЖД.

Поясним – ранее РЖД размещали заказ в ПНК с точкой приёмки щебня в месте его использования. Это позволяло компании самостоятельно планировать загрузку заводов и не допускало перебоев в поставках. После введённых изменений точка приёмки переместилась на заводы ПНК, сделав невозможным планирование загрузки собственных карьеров и возможностей плановых ремонтов. Получалось так, что при данной схеме РЖД фактически полностью управляло производственными процессами и логистикой в ПНК. 

Вывод транспортной составляющей из стоимости щебёночной продукции создал весьма туманные перспективы прибыльности этого вида деятельности. Судя по тому, как менялись директора на предприятии — это стало неожиданностью для нового собственника.


В октябре 2011 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о продаже 75% минус две акции ПНК частному инвестору.

В апреле 2012 года заявку на приобретение ПНК подали «Нерудная компания «Бердяуш» из Челябинской области и «Южуралавтобан» из Магнитогорска. Конкурс выиграл НК «Бердяуш» и получила полный контроль над ПНК. В 2014 году была создана «Управляющая компания ПНК», в которой Сергею Вильшенко, представляющему интересы «структур, близких к менеджменту РЖД», принадлежало 49%. 15 августа 2016 года Сергею Вильшенко вышел из состава учредителей УК ПНК. 


Итак, к 15 августа 2016 года, выведя Сергея Вильшенко из состава учредителей УК ПНК, РЖД формально выполнила распоряжение правительства по передаче своего щебёночного бизнеса частному инвестору. С одним большим НО. Продав, грубо говоря, «породу», продать «вагоны» представитель РЖД «забыл». В итоге по факту новый владелец ПНК получил гораздо меньше, чем декларировалось продавцом и предписывалось правительством. А ведь деньги на покупку ПНК предоставил Московский банк Сбербанк (СБ), выдав кредит более чем на 4,2 млрд. рублей. Кредитный комитет СБ, разумеется, оценивал инвестиционный риск вложения средств в весь комплекс услуг ПНК, без исключения логистики. В итоге кредит был выдан под весьма обременительные условия - стандартные ставки, с поручительством и залогом. Учитывая сумму кредита, условия выдачи, достаточно серьёзные «странности» с аудитом и логистикой ПНК со стороны РДЖ – скажем прямо - новый владелец очень сильно рисковал собственным личным имуществом. Ещё не закончившаяся история с кредитом Сбербанка «Павловскграниту» - наглядный тому пример.

Сейчас, оглядываясь назад, уже можно сказать, что перевести «советскую контору времён МПС» на современные рельсы – практически сизифов труд. В течение двух лет с момента прихода нового собственника в ПНК сменилось четыре генеральных директора! Какие бы опытные управленцы не садились в директорское кресло ПНК (а это были топовые менеджеры – например, Дамир Кашапов, занимавший должность вице-президента АвтоВАЗа), сломать «советский стиль» у них не получалось. Для них ПНК оказалась неподъёмной ношей.

Напомним, что, во-первых, в процессе продажи всё оборудование на всех заводах и карьерах «на бумаге» стало новым, что, разумеется, не могло не отразится на стоимости.

Во-вторых, в стоимость предприятия включили не только «породу», но и «отсев». Более подробно про характеристики строительного щебня можно прочитать в нашей справке-врезке «Что такое щебень», а если коротко – то «порода», это щебень, который пользуется спросом, а «отсев» - это отходы производства, которые продать гораздо сложнее.

«Что такое щебень»

Щебень – это наиболее распространённый нерудный строительный материал, применяемый в качестве заполнителя для производства бетонной смеси, щебнем отсыпаются насыпи автотрасс и железных дорог, из него выполняются подготовки под фундаменты и полы. В каждом из этих случаев используется определённый вид щебня, необходимый для условий конкретного применения. Это вызывает потребность в поставке материала с гарантированными параметрами.

В зависимости от пород, из которых изготовлен щебень, он бывает гранитным, гравийным, известняковым, вторичным и шлаковым. Первые три добываются путём дробления горных пород, вторичный и шлаковый производятся путём дробления строительного мусора и отвальных металлургических шлаков соответственно.

Так как ПНК производит щебень путём дробления горных пород, остановимся на этих видах более подробно. Но прежде пару слов о характеристиках щебня, таких как фракции, лещадность, морозостойкость, радиоактивность, прочность. Все эти указанные характеристики важны и указываются в паспорте на щебень.

Фракции – это наибольший размер отдельного камня в партии. Они бывают «стандартными», в миллиметрах - от 3 до 8, от 5 до10, от 10 до 20 и т.д. И  «нестандартными», т.е. выпускаемым по согласованию с потребителем.

Лещадность – это форме зёрен щебня (от слова «лещадь», то есть дощечка или плоская плитка). Подразделяют на три группы – кубовидная, улучшенная и обычная. Лещадность — одна из самых важных характеристик качества щебня. 

Использование щебня кубовидной формы даёт наиболее плотную утрамбовку. Наличие в щебне зёрен пластинчатой и игловатой форм приводит к увеличению межзерновой пустотности в смеси. При изготовлении бутобетонных смесей это приводит к увеличению расхода связующего компонента, что влечёт за собой дополнительные материальные затраты. Кроме того, кубовидные зёрна обладают большей прочностью, чем зёрна пластинчатой и игловатой форм. Следовательно, использование кубовидного щебня в производстве бутобетонных смесей экономически целесообразнее. 

В то же время при строительстве железных и автомобильных дорог применяют щебень повышенной лещадности, т.е. зёрна пластинчатой и игловатой форм, так как они обладает лучшими дренирующими свойствами.

Морозостойкость щебня характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания. В строительстве в основном применяют щебень с маркой морозостойкости не менее F300 (300 циклов замораживания и оттаивания).

Прочность щебня имитирует сопротивление каменного материала при воздействии проходящих по дороге транспортных средств и механические воздействия в процессе строительства дорожных конструкций (укладка и уплотнение катками). Для удобства существуют условные обозначения – марки щебня. Каждой марке присущи свои прочностные показатели, условным обозначением которым служит литера «М» и определённое цифровое значение. Чем больше цифра указана после «М», тем прочнее щебень.

Подразделяется на группы: высокопрочный М1200-1400, прочный М800-1200, средней прочности М600-800, слабой прочности М300-600, очень слабой прочности М200.

Наибольшим спросом пользуется гранитный щебень прочностью М1200, реже используется высокопрочный гранитный щебень или базальтовый щебень с маркой прочности М1400-1600. В основном он используется в производстве тяжёлых высокопрочных бетонов, в несущих мостовых конструкциях, фундаментах.

Радиоактивность щебня - характеристика, с которой обычно начинается обсуждение качества строительного щебня с покупателем. Если продукция должна быть пригодна для всех без исключения видов строительных работ, что должно быть подтверждено соответствующими сертификатами и санитарно-эпидемиологическими заключениями, исследованиями спец. лабораторий, то это означает, что весь поставляемый гранитный щебень и др. виды высокопрочного щебня относятся к I-му классу по радиоактивности.

Для строительства дорог в пределах населённых пунктов подходит щебень II класса по радиоактивности.

Изучив характеристики щебня, можно перейти к видам щебня.

Гранитный щебень — это щебень высокой твёрдости, так как он состоит из кристаллов твёрдых горных пород. Сначала получают глыбы пород путём взрыва монолитной гранитной скалы, затем они дробятся в машине, а полученный щебень просеивается по фракциям. 

Гранитный щебень характеризуется самыми высокими прочностными показателями среди других видов щебня, повышенной морозостойкостью и низкой лещадностью. Уровень радиоактивности гранитного щебня не превышает установленных норм. Все перечисленные характеристики делают этот материал наиболее популярным в строительстве. Гранитный щебень считается лучшим наполнителем для высокопрочного бетона. Он служит основным материалом при строительстве автострад, изготовлении бетона высокого класса прочности, строительстве фундаментов массивных сооружений.

Пару слов про упомянутые в тексте очерка «отсев» и «породу» гранитного щебня.  0-5 мм (гранитный отсев, щебеночно-песчаная смесь ЩПС) и 0-10 мм (ЩПС) - самая мелкая фракция гранитного щебня, в строгом понимании не относится к щебню, а является побочным продуктом при его изготовлении. Применяется как декоративный материал для отделки, а также для отсыпания дорожек и дорог, детских и спортивных площадок; для изготовления бетонных изделий, в частности с поверхностью «мытого бетона».  Коммерческий интерес щебень начинает представлять с фракции 5-10 мм, это и есть «порода». Наибольшим спросом пользуется фракция 5-20 мм (смесь фракций 5-10 и 10-20). Используется в производстве бетона и конструкций из него, в фундаментных работах, при заливке мостовых конструкций, мостового полотна, дорожных и аэродромных покрытий оснований. 

Гравийный щебень - щебень, получаемый путём просеивания карьерной породы, а также путём дробления природной каменной скалы. По прочности гравийный щебень уступает гранитному щебню, но есть и преимущества - радиоактивный фон его обычно очень низкий и цена ниже, чем на гранитный. Гравийный щебень применяют для фундаментных работ, для бетонов, в производстве ЖБИ, при строительстве дорог, в качестве балластного слоя железнодорожного пути.

Известняковый щебень (иногда его ещё называют известковый или доломитовый щебень) - продукт дробления осадочной горной породы - известняка, состоящего, главным образом, из кальцита (карбонат кальция — СаСО3). Известняковый щебень -  один из основных видов щебня, который помимо гравийного и гранитного щебня применяется в дорожном строительстве, а также при изготовлении железобетонных изделий. Его главным преимуществом считается низкая стоимость.

Третья составляющая «неподъёмной ноши» для нового менеджмента – вывод перевозок щебня из зоны ответственности ПНК фактически исключил саму возможность управления собственными заводами.

Два года назад в ПНК был назначен новый генеральный директор Самусёв Александр Львович - опытный управленец с огромным стажем работы ТОП-менеджером.

Александр Львович родом из маленькой деревни (родился 22 февраля 1957 г. в п. Трудовой Поронайского района Сахалинской области) и всего добился сам. Окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Экономическая кибернетика». После срочной службы в ВС СССР работал  в Госплане СССР до 1991 года, был заместителем министра топлива и энергетики РФ (1991—1994) и заместителем министра финансов РФ (1994—1995). Ему предлагали должность министра, но он отказался и ушёл в бизнес-структуры. В своё время работал в структурах Ходорковского, занимал должность вице-президента по экономике. Не согласившись принимать участие в неправомерных схемах ведения бизнеса, был уволен. В дальнейшем возглавил никому не известную тогда компанию «Северная Нефть», вывел её на уровень высокой доходности и успешно закрыл сделку по продаже компании.

Это, видимо, не просто так совпало, что Олега Валентиновича Белозёрова, действующего президента РЖД эксперты в момент назначения оценивали «как деполитизированного антикризисного топ-менеджера, пришедшего в компанию с тревожным финансовым состоянием. Белозёров успешно справился в бытность главой Росавтодора с поставленной перед ним задачей снижения уровня коррупции в сфере дорожного строительства».

Новым владельцам ПНК также пришлось входить в бизнес в сложное, и экономически, и политически, время для страны - стремительное снижение мировых цен на нефть, резкое ослабление российского рубля, введение экономических санкций, всё это, разумеется, повлияло и на российский рынок щебня.

Практически сохранив в 2014-м прежние объёмы (и даже выйдя в небольшой плюс относительно 2013-го – 227 млн.м3 против 225 млн.м3), в следующем, 2015-м отечественные карьеры по добыче щебня снизили производство сразу на 15%. Произошло это по причине общего спада в строительной отрасли – причём грузоперевозки просели ещё значительнее, на 24%. А 2016 год практически каждый карьер начал с огромными складскими остатками, в целом по стране составившими порядка 48 млн. м3 – это без малого пятая часть всего производства!

Выступая на московской конференции «Рынок щебня 2015», консультант по вопросам антимонопольного регулирования Британской ассоциации нерудных материалов Шеймус Майе отметил общую «болезнь» всех российских производителей - крайне слабую организованность в вопросах вертикальной интеграции и несовершенства структурирования и логистики. Следствием этого являлись неоправданно большие транспортные расходы и сегментирование (уменьшающее конкуренцию и ведущее к отсутствию желания активного технического обновления отрасли).

И на фоне такой безрадостной характеристики посмотрим на ПНК. Предприятия холдинга, удачно географически расположенные от Карелии до Дальнего Востока, сейчас поставляют всю номенклатуру щебёночной продукции для дорожного, нефтегазового, промышленного и гражданского строительства по всей территории России, оптом и в розницу, ЖД и автотранспортом. 14 млн. м3 продукции в год.

Руководитель Пресс-службы ОАО «ПНК»:

Несмотря на кажущуюся со стороны простоту нашего бизнеса – взорвал, перебрал, отвёз, щебёночный бизнес очень сильно зарегламентирован -и в части природоохранного законодательства, и в части лицензирования деятельности, и в части требований Ростехнадзора к опасным производствам, поэтому без квалифицированного персонала и серьёзного контроля за соблюдением качества щебня не сегодня просто выжить. Поэтому все заводы холдинга имеют сертифицированные современные лаборатории контроля качества продукции. И второе наше отличительное качество – все наши заводы - это полный цикл производства. От разработки месторождений, доставки породы на завод, до переработки, отгрузки и доставки щебня потребителям. Новые инвесторы ПНК понимают, что ставка на качественную продукцию возможна только с профессиональным сильным коллективом. И создают все условия для его стимулирования. Наша же задача заключается в донесении до сотрудников стратегических целей компании, понимании ими того, что эти цели – это наше общее дело. И как нам кажется, нам это удалось. Уже сейчас можно с уверенностью сказать что ПНК – это крупный, честный, прозрачный игрок, предлагающий весь спектр качественной продукции.

Какие же выводы можно сделать из этой истории? Мы наглядно видим, что даже предприятие с врождённым «социалистическим» бэкграундом можно превратить в инвестиционно-привлекательный, конкурентоспособный бизнес, при этом оставаясь основным поставщиком РЖД, но уже на новом, как и было задумано постановлением правительства, уровне взаимовыгодного государственно-частного партнёрства. А реноме и реформы нового руководства железнодорожной монополии дают все основания полагать, что впереди у ПНК и РЖД долгая совместная дорога взаимовыгодных совместных проектов равных партнёров.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Михаил Бурмистров, генеральный директор Infoline-Аналитика

Выживание и дальнейшее развитие бизнеса в сегменте производства щебня на сегодняшний день связано прежде всего с соотношением цены и качества. Просто «надробить щебня» - это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Время полулегальных карьеров и предприятий с устаревшими камнедробилками практически ушло в прошлое. Только модернизация обеспечивает выживаемость. С этих позиций новый менеджмент ПНК выбрал очень удачное время для старта своих программ модернизации. На ещё относительно высокой конъюнктуре с привлечением ещё не подорожавших технологий. Другим игрокам будет относительно сложно догнать компанию в сфере технического перевооружения, систем контроля качества и в целом изменения бизнес-процессинга. Наши аналитики уже отмечают все более отчётливо различимый тренд, когда компания успешно входит на новые для себя рынки, осваивает новые ниши за счёт более высокого соотношения цены и качества. Причём, качество обеспечивается гарантированно, вследствие новой системы лабораторного контроля. Конечно, всех внутренних секретов и ноу-хау не знает никто за пределами компании, но очевидный рывок наглядно показывает, что уже хорошо известный на рынке игрок переходит в новое качество. Возможно, придётся оттесниться не только локальным производителям, но и крупным корпорациям, поскольку технологическое преимущество по ряду позиций очевидно за ПНК. Впрочем, рынку не следует опасаться консолидации отрасли и снижения конкуренции в среднесрочной перспективе. Скорее – наоборот. Выиграют и потребители, и производители. На протяжении последних пяти лет цены на щебень неизменно снижаются, за исключением сезонных скачков, по некоторым маркам – до 30-40%. Очевидно, что отрасли требуется серьезное изменение базовых подходов, реализация новых моделей, поскольку при текущем уровне издержек средняя маржинальность в данном сегменте не дает возможности для развития, а увеличение цен будет иметь негативный эффект для экономики страны. ПНК, насколько я понимаю, во многом предлагает новый вариант – лёгкой коррекции цен при существенном снижении себестоимости.

Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта.

Производство щебня в последнее время, в целом по рынку носит нестабильный характер. Но ещё более рандомизированный сценарий реализуется в сфере перевозок данного вида продукции. Падения и взлеты доходят до двухзначных показателей, причём, в пределах буквально одного-двух месяцев. Само по себе такое расшатывание рынка в дальнейшем лишь усугубляет проблемы его продуцирующие. Кроме того, эта нестабильность ведёт к росту транспортных издержек в себестоимости продукции, которая и сейчас уже составляет в среднем 50%, а по некоторым направлениям доходит и до 90%. Только за последние пять лет падение перевозок щебня по железной дороге составило свыше 40 млн. тонн (188,2 млн. т в 2012 году против 141,4 в 2016). Поэтому достаточно привлекательной выглядит стратегия ПНК, которая усиливает маршрутизацию, использует альтернативные способы доставки для обеспечения стабильности перевозок. Насколько я понимаю, такой подход получает одобрение и у нового менеджмента РЖД, которому руководство страны напрямую поставило задачу увеличить объёмы погрузки и повысить финансовую эффективность компании. Расширение присутствия ПНК в регионах дает возможность оптимизировать логистику, особенно в период высоких сезонов, работы «в окна». 

Успешность деятельности компании на рынке определяется отстроенностью и сбалансированностью каждого из этих компонентов в рамках реализации рыночной стратегии. Причём, именно логистика и коммерческая состоятельность приобретает определяющее значение. Финансовые и технологические условия поставки, возможность оперативно перестроиться, предоставить дополнительные услуги, обеспечить доставку любой ценой выгодно отличают мощные интегрированные компании федерального масштаба от локальных игроков, которые работают на ограниченных рынках и занимают узкие ниши (например, не могут обеспечить стабильные поставки за пределы Уральского региона или производят ограниченное количество номенклатур). «Первая нерудная компания» за счёт достаточного багажа прежних лет и энергичной политики последнего времени имеет неплохие перспективы для расширения своего присутствия, возможно, даже расширенной экспансии.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →