Против Явлинского

Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не акцентировал. Он большей частью, особенно при конкретных разборах произведений искусства, художественностью называл вполне материально существующий факт наличия «текстовых» противоречий. («Текстовые» я беру в кавычки, чтоб понималось, что речь не только об искусстве слова.) «Вполне материально» – тоже слова со смыслом. В те противоречия можно дважды ткнуть, если искусство – изобразительное. Например, в толщенные стены готического собора и в ажурные рамы его вытянутых вверх окон. Те противоречия можно процитировать, если искусство – словесное. Проиллюстрировать напевом, если искусство – музыки. Они, противоречия, - грубо м а т е р и а л ь н ы.

Но тот же Выготский ввёл специальный термин – катарсис. Это нечто не такое материальное. Даже и противочувствия, рождаемые в душе восприемника произведения «текстовыми» элементами (противоречащими друг другу), тоже не так грубо материальны, как «текстовые» противоречия. Но эти два хотя бы едва ли оспоримы. Например, массивные стены → материальность, а ажурные рамы стрельчатых окон → одухотворённость. В вот результирующий от столкновения противочувствий катарсис скорее сомнителен, чем бесспорен. Например, материальность + одухотворённость = парение в Богу. – Более или менее общее согласие с таким содержанием катарсиса в случае с готическим собором объясняется широкой известностью на планете западной цивилизации. А, строго говоря, не известно, что пережил бы, какой-нибудь пигмей или бушмен, привези его, не ведающего про западную цивилизацию, в Европу и подведи его к, скажем, Кёльнскому собору.

Тут не логический переход – от сочувствия противоречивым деталям к катарсису. Не дедукция, а индукция. А эта последняя не гарантирует истины.

И поэтому я отвергающих катарсис Выготского понимаю. (Заодно, правда, они и противоречивость отвергают. Ну бог с ними.)

А почему африканец-язычник не «поймёт! Кёльнский собор? – Потому что он язычник. У него много богов. Местных, можно сказать. А в готическом соборе всё ориентировано вверх, в одно место – единобожие. Язычнику это чуждо. И он не «поймёт».

Возразите: а зиккураты язычников в Древней Месопотамии?

Религиозная космогония там отражала необходимость спасаться от наводнений на плоской равнине с разливающимися реками.

«Первичной стихией, по этой мифологической концепции (см. Шумерский миф о сотворении мира), был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины. В недрах ее зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (у аккадцев – Ану), а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня земли Ки» (Источник)

Вот и строили там культовые учреждения на насыпных горах, архитектурно оформляя склон в виде этажей (три, а потом семь). Помещение было только на самом верху.

Как к этому отнеслись древние иудеи, когда их выселили в Вавилон? – Отрицательно.

Ещё когда они были в первом плену, в Египте, их священники заразились монотеистической верой, зародившейся в Египте, который был империей, поработившей несколько окружавших их народов. Потребность для всех угнетённых в общем воздаянии привела, вполне по Марксу, к монотеизму. А у иудеев был свой бог-вулкан – Ягве. Но, собравшись удрать из плена, понадобилась и новая религия, чтоб вдохновляла на великое. Абстрактность и абсолют монотеизма хорошо подходил. Но народ, «жестковыйный», по библейской констатации, то и дело совращался (что и стало содержанием Ветхого Завета). Попав в Вавилон, нужно было противостоять местной религии с их зикуратами.

То ж была местная религия, а не абстрактная и абсолютная. И она устроила какое-то местное умиротворение в спасении от наводнений. Не только макушки зиккуратов ставились на возвышениях, но и простые дома. Это устремление вверх надо было иудаизму опорочить. Вот и была включена в Ветхий Завет притча о пагубности людского стремления выше. Гордыня-де это. Возможность одного из очередных совращений иудеев от главной мысли, что Бог – превыше всего, а не человек.

Христианство заимствовало весь Ветхий Завет, а Брейгель, как истинный художник, изобразил эту притчу с… антихристианской целью.

В его время шла в Западной Европе кровопролитная и ужасно долгая религиозная война Рефомации и Контрреформации. Церковники с обеих сторон говорили красивые слова о возвышенности их целей. А народу надоел и этот трёп, и ужасы войны. Нарождался капитализм с его общим обращением к человеческому низу.

И вверх и вниз – это были крайности, а Брейгель исповедовал (подсознательно, я думаю) золотую середину.

Я предполагаю, что знание о зиккурате как о постройке, оформляющей архитектурно гору, под влиянием Ветхого Завета, об этой тонкости умалчивающего, у европейцев утратилось и сложилось представление, что Вавилонская башня была строением из стен на плоской местности. Как семиэтажный дом. И чтоб посмеяться над возвышенными целями современных Брейгелю церковников, он взял и нарисовал не дом-башню, а обманку – одиночно стоящую гору, строительством превращающую эту гору в якобы супердом-башню. Плюс не только недостроенную, а которую принципиально невозможно достроить (что выражается, в частности, и зрительной дисгармонией величины необычной башни с окружающими обычностями: городом и ландшафтом внизу, людьми на переднем плане, что стоят на соседнем с башней холме пониже).

Некоторые (Генис) видят символ вскрытого трупа в башне: внутренность – красная, а снаружи – трупная желтизна. Или – что башня заваливается, а люди пока не замечают.

Брейгель. Вавилонская башня. 1563.

С этим, наверное, не поспоришь. Особенно – со вторым. Если провести по центру башни вертикаль (компьютер позволяет это сделать очень точно), то видно, что башня заваливается налево.

Но с чем нельзя согласиться, это с натягиванием Генисом аналогии с этой картиной платоновского «Котлована». Хотя некоторая похожесть есть: оба произведения – не сатиры. Сатиру автор создаёт, когда знает, что хочет сказать. А не сатиру – когда не знает. Что Брейгель не знал, можно судить по противоречию: такая зримая весомость башни и такая незримость высокой её идеи (согласитесь, что вы не замечаете, что башня уже достигла облаков). Это – из-за подсознательности идеала среднего между материальностью и идеальностью.

А можно ли обнаружить противоречия в «Котловане» (1930)?

Очень значимо бывает начало.

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда».

Бросаются в глаза такие противоположности: 1) плеоназмы (излишество), маскирующиеся под корявость речи необразованного («личной», «своего», в нём) – и 2) бюрократические штампы: «добывал средства для своего существования», «устраняется с производства», «вследствие роста», характерные более образованным, но не слишком. – Народ и власть. Народ как личности и антинародная, антиличностная власть.

Личность Вощева в своём проявлении характеризуется ростом «слабосильности в нём и задумчивости». – В чём дело? Истинно рабочей власти надо бы поинтересоваться, в чём дело, а не сразу увольнять. – Нет. Плюёт. Превалирует тенденция «общего темпа труда».

Сталкивается общее и личное. Исключение из правила (правило – трудовой энтузиазм из-за строительства нового общества – социалистического {так тогда думали}).

А что, если подсознание Платнова чует, что не социализм строят? И он это как-то передаёт своему герою, Вощеву… Тогда понятно, почему у того рост «задумчивости»… А от неё, может, и рост «слабосильности»

Отсюда угадывается и то, какой же социализм правильный: вместо «общего» некий акцент должен быть и на «личной жизни». Это мыслимо только при ином акценте на анархию (без центральной власти). То есть, настоящий социализм – это ежедневное увеличение самоуправления за счёт государства, вплоть до исчезновения государства, что и ознаменует наступление коммунизма. – Такой социализм можно мыслить как подсознательный идеал Платонова. И тогда понятно, что он не только не сатиру на советскую власть написал, но и не антиутопию. А – обычную утопию. Корявость речи говорит о безнадёжности ситуации. И намекает на известный тип идеала – сверхисторического оптимизма.

Какая же это серединность как идеал, что у Брейгеля?!

Это возможно только у Гениса, эмигрировавшего в США.

Такому естественно искажать Платонова – прокоммуниста. Ведь Генис – позволю себе угадать – либерал. Он бы хотел, чтоб и в России победил либерализм.

Что для этого российскому народу нужно отказаться от своей ментальности («дело не главное в жизни, главное – настроение сердца»), то есть отказаться от бытийности, что противоположна примату собственности, столь подходящему капитализму эпохи Потребления, - то Генису наплевать. «Ну не станет России. Подумаешь?» - в тайне думает он. (И Явлинский.)

Рытье котлована у Платонова – то же капиталистическое обращение к человеческому низу. Материалистичность, так сказать. Которая убьёт – как бы предвидит Платонов – убьёт и настоящий социализм и лжесоциализм. Настоящий – уже убит, в 1930 году, – смертью Насти, «олицетворяющей все надежды строителей на будущее» (Источник). А лжесоциализм оказался убит в 1991 году.

Вы понимаете, почему и либералам не нужно, как и в СССР, чтоб в науке об искусстве восторжествовала теория художественности по Выготскому? Она-то – к истине приводит. А зачем истина политиканствующим? Либералам нужно извращение прокоммуниста Платонова. Ибо тот был против обращения к человеческому низу, а либералам это нужно. Что теперешняя Россия в таком обращении неизбежно станет колонией США – не важно им. Потому обманом является такая программа на выборах президента:

«1. В самых депрессивных и бедных регионах… начиная с людей, которые являются пенсионерами и людьми с ограниченными возможностями, надо начинать открывать персональные счета, на которые напрямую перечислять – для того, чтоб там аккумулировались средства – от продажи ресурсов нашей страны напрямую... Создание базового дохода… Около 20.000 рублей каждый месяц… В конечном счёте этот базовый доход должен быть распространён на большую часть населения.

2. Необходимо освободить от подоходного налога всех граждан, у которых доход меньше прожиточного минимума в расчёте на члена семьи.

3. На сегодняшний день расходы на образование составляют 3%, расходы на медицину тоже примерно 3%. Это нужно увеличить в 2 раза. За счёт чего?..[за счёт обороны – поддаться силовому давлению США]

4. Пенсионеры. Госкорпорации отказываются платить дивиденды государству. А надо их заставить 50% прибыли выплачивать регулярно и сделать их акционерами пенсионных фондов. И закрыть проблему с пенсионной системой. И забыть о теме пенсионного возраста.

5. Наш бюджет, если вы не будет 38% тратить на полицейщину, а хотя бы снизите это до 28%, - имея в виду оборонные расходы и полицейские меры… На 10 %-ных пунктов снизить. Всё, что надо. А это можно сделать легко, потому что там непрозрачные расходы. То тогда у вас будет абсолютно нормальная возможность продолжать поддерживать тот уровень выплат бюджетникам, который вы имеете сегодня без малейшего ущерба. Повышать его [бюджет] нужно за счёт растущей экономики.

6. А обеспечить растущую экономику нужно тем, что прекратить отбирать у всех регионов налоги, а потом перераспределять самым нерациональным способом [обеспечивать обороноспособность]. Потому что люди теряют стимул работать… Это делается для того, чтобы большая часть бюджета была совершенно непрозрачной [что – отнимание налогов в центр – необходимо во враждебном окружении]…

Система всегда лишает собственности, перспективы и лишает интереса к работе. Именно эту систему и надо переделывать».

Притом Явлинский в этот раз сумел не соврать про Саратов:

Специально для BergPRESS:

Соломон ВОЛОЖИН

promo berg_press october 30, 15:33 1
Buy for 100 tokens
В ПРОМО на странице блогера Германа Берга, которая называется "Berg PRESS", под девизом "Правдиво о Справедливом" разрешено размещать рекламу постов сделанных именно в ЖЖ. НЕ рекламируйте сторонние сайты! Прошу обратить внимание, что блог Германа Берга посвящён экономике, политике и…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →