АЛЛЕРГИЯ НА ЛЕТАРГИЮ. ПРОБЛЕМА ПРОБУЖДЕНИЯ СПЯЩЕГО ЦАРСТВА

Вот и наступил новый, 2019-й год. Под занавес прошедшего года, как бы подводя ему итог, 7-8 декабря, в фешенебельном комплексе «Крокус-Экспо» состоялся XVIII съезд партии «Единая Россия». Организаторы съезда приложили максимум усилий, чтобы придать форуму судьбоносный характер.

На съезде с программными установками выступил президент страны. Докладчиком являлся председатель российского правительства, совмещающий эту должность с руководством ЕР. Слова напутствия и ободрения делегатам высказал заместитель руководителя Аппарата Президента Сергей Кириенко, курирующий комплекс внутриполитических вопросов.

Всё это должно было подчеркнуть, что «Единая Россия» - это не просто партия, а партия особого типа – правящая партия. То есть та партия, которая работает на руководство страны ровно в той же мере, в какой руководство страны работает на свою партию. На съезде этой во всех смыслах правительственной партии было сказано много правильных слов. Был даже внесён некий элемент «новизны». Тем не менее, у российской общественности съезд не вызвал ни удовлетворения, ни успокоения. Впечатление от съезда скорее огорчает, чем радует. Некоторые же нюансы вызывают оторопь и недоумение. 

Съезд прошёл, по сути, закулисно. Партия, объявляющая себя «партией большинства», по сути, спряталась от этого большинства и от народа за стенами престижного здания, обжитого богачами. От гардероба до занавеса ощущалась опытная рука политтехнологов, которых больше заботила не суть проблем, а исключительно высокий имидж мероприятия. Отсюда натужная радужность, напускная атмосфера праздника, имитация солидности и важности. Но всё это не скрывало, а лишь подчёркивало сущностные двусмысленности и смысловые неувязки. 

Нелепо было услышать из уст главы правительства Дмитрия Медведева, осуществляющего руководство «Единой Россией», слова о том, что лидером партии является не он, а президент Владимир Путин, избранный на этот пост в качестве независимого кандидата. Своей «независимостью» кандидат в президенты вполне осознанно отделял себя от непопулярной в народе партии. Получается, что в «Единой России» так до сих пор и не решили, кто же руководит партией – президент, премьер или вообще какие-то теневые фигуры, которые рулят ею от имени того и другого.  

Не менее нелепым было и то, что торжественно объявленное обновление партии свелось, по сути, к эпигонству, к подражанию КПСС и к обозначению преемственности между ЕР и КПСС. На это недвусмысленно указывали решения съезда о создании Высшей партийной школы, образовании школы агитаторов и разработке морального кодекса члена партии. Я – бывший член КПСС, более того – партийный функционер, возглавлявший отдел пропаганды и агитации Люблинского РК КПСС города Москвы. И я прекрасно понимаю: когда партия прибегает к таким лукавым средствам собственного самоутверждения, это происходит не от хорошей жизни. Но именно это скатывание к формализму в решении проблем и к показной саморекламе и погубило в своё время КПСС.

При активном участии правящей партии и упомянутых выше лиц в стране 17 лет выстраивалась система властной вертикали и горизонтальной стабильности. Властная вертикаль мыслилась как эффективное средство управления страной, а горизонтальная стабильность выдвигалась в качестве главного условия успешного государственного развития. Сегодня эта система сложилась и упрочилась до предела. При этом вертикаль превратилась в элитно-финансовую иерархическую пирамиду, а горизонталь – в застойное болото аморфного российского общества. В итоге построенная на либеральной заболоченной почве властная пирамида начинает всё более заметно проседать. Страна же впадает в ступор, погрузившись в сонное, летаргическое состояние. 

Жертвами беспробудной летаргии стали все важнейшие структуры российского государственного организма: политика, экономика, общество, культура, духовная жизнь. В политике воцарились фальшь и ложь. В экономике наступил полный застой. При этом рынок, представлявшийся локомотивом экономики, только усугубил её слабость, ибо мы торгуем исключительно природными ресурсами или тем, что завозим из-за рубежа. Значительную часть общества охватили сытая лень и апатия. Культуру парализовали безыдейность и безнравственность. Духовная жизнь подверглась коррозии разлагающей волю толерантности.  

Страна уподобилась спящей царевне, ждущей, по Пушкину, для своего пробуждения некоего королевича Елисея. Вся тяжесть ухода за спящей красавицей легла, в конечном счёте, на народные плечи. Недоедая, недопивая, забросив все дела по обустройству собственного дома и по приведению в порядок домашнего хозяйства, в вечной тревоге и нищете, он только и делает, что поит, кормит и холит свою царственную «больную», обеспечивая ей полуживое существование. И вся надежда у него на этого заморского королевича: вот он придёт, поцелует пребывающую в летаргии красавицу, она проснётся, и всё царство обретёт нормальную жизнь.

Беда только в том, что время добрых королевичей кончилось и что, если и придёт к нам кто-то править из-за рубежа, то вовсе не с добрыми намерениями. Об этом варианте даже страшно подумать. Следовательно, нам ничего другого не остаётся, как воззвать к уму-разуму собственного Ивана-царевича, или позвать загулявшего где-то добра молодца Алёшу Поповича, либо, на худой конец, стащить с печи обленившегося Иванушку-дурачка. 

Но это всё сказочные аллегории. Если же возвратиться к нашим прозаическим делам, то получается не очень обнадёживающая картина. Судя по съезду правящей партии, спячка в нашем благословенном государстве находится в полном разгаре, и глубокая его летаргия сама собой не кончится. В Москве часто можно услышать, по сути, единственный аргумент в пользу продолжения спячки. «Признайтесь, - говорят доброхоты, - а ведь сегодня люди стали жить лучше, чем 20, 50 и 100 лет назад». Но сразу возникает вопрос: какие люди и что значит – лучше? Если говорить о народе, трудовой части нации, то никакого улучшения в его жизни не произошло. Речь, скорее, идёт о нашем обществе и интеллигенции.

Однако с обществом и интеллигенцией у нас дело обстоит из рук вон плохо. Та их часть, что пошла на «заработки», меча бисер перед властями и воровски разбогатевшей элитой, действительно чувствует себя в шоколаде. Она сыта, по моде одета, раскатывает на дорогих автомобилях и холит свои телеса на золотых пляжах дорогих заграничных курортов. Наиболее продвинутые «интеллектуалы» имеют круглые счета в зарубежных банках, обладают виллами и яхтами и меняют жён и «подружек» с необыкновенной лёгкостью. Но, если к ним присмотреться внимательнее, то выяснится, что все они давно уже толстовские «живые трупы», предавшие народ и изменившие Богу и своему предназначению.

Те же интеллигенты, что сохранили честь, совесть и Бога в душе, живут намного хуже своих советских и дореволюционных собратьев. Никогда ещё не было в нашей стране такой ситуации, когда честный и совестливый автор, живя на случайные заработки на стороне, не получал бы ни гроша за свой труд по призванию. И при этом считал бы за честь само появление на свет какого-то своего творения где-то на задворках общественного внимания, в некоем маргинальном пространстве. Такую картину можно наблюдать сегодня не только в издательском деле, но и во всех областях российской культуры и искусства. Таланты сейчас уже не зарывают, а просто отправляют на свалку истории.

Сегодня мы сонными глазами наблюдаем за медленным угасанием либерально-буржуазной эпохи. Её бурным весенним половодьем были «святые» девяностые годы прошлого века. В «нулевые» годы уже нашего столетия она вошла в свои «естественные» рыхлые берега. Но сейчас от этой псевдоэпохи остались только жалкие ручейки и грязные лужи. Это и есть нынешние «вехи» ельцинского либерально-буржуазного безвременья, переживающего стадию кончины. По всем законам истории эта «эпоха» должны была бы осознать свои пределы и по-доброму уйти. Но она не уходит, цепляется, жаждет продлить своё бренное существование. И напускает на страну сонный морок и дремотное наваждение.

Помнится, лермонтовский демон в преддверии революционной эпохи 60-70-х годов XIX века навевал золотые сны на жаждущую забвения часть российского общества. Нынешний либеральный змей-искуситель действует странно, противоречиво и провокационно. Призывом к толерантности, миролюбию и стабильности он вроде бы продолжает демоническую линию сладостного забвения. Но одновременно бесконечными санкциями извне, демонстрацией напускной враждебности, крикливыми политическими шоу и малаховским грязным вторжением в интимнейшие стороны личной жизни он будит в обывателе нарастающее чувство беспокойства и протеста. 

Под действием либерального наркоза толерантности наше общество, круг за кругом и слой за слоем, впадает во всё более глубокий сон, приближающий его к состоянию обморочности. Но под влиянием крика СМИ и в атмосфере личностной незащищённости сон российского общества становится всё более напряжённым, наполненным кошмарами и стенаниями. Исход из этого противоестественного состояния человеческой психики, доведённой до грани нервного срыва, может быть двояким. Крепкий организм последним усилием пленённой воли вырвется из этого сна и, с трудом переводя дух, возвратится к реальной действительности. У слабых же людей сердце, в конце концов, может и не выдержать этого кошмара. 

 В XVIII веке Пётр I с большим трудом и огромным сопротивлением «прорубал окно в Европу». Тогда это было для России благом. Освободившись от средневековой летаргии, европейское общество чувствовало себя сильным и бодрым. Оно жаждало большого дела и верило в благое предназначение человечества. Напитавшись европейской энергетикой, Пётр не только пожелал серьёзных перемен в боярской России, но и, по сути, вывел нашу страну в лидеры европейского прогресса. Сегодня в России, Европе и мире всё круто переменилось. Европа сильно постарела и сдала, причём, в первую очередь ментально и духовно.  

Александр Дугин в газете «Завтра», анализируя идеи французского мыслителя Жака Лекана, видит в них «ключ» к пониманию ментальности современного Запада. С точки зрения Лекана, наша действительность представляет собой смесь реального, символического и воображаемого. При этом реальное он квалифицирует как пустоту, не заслуживающую внимания, символическое – как бегство от жизни, а воображаемое – как застывшее бытие, спрессованное ложью. В таком понимании человеческая жизнь предстаёт полностью лишённой смысла, а человечество – скопищем невежд и лжецов. Вот этот абсолютный нигилизм и ломится сейчас к нам с Запада, причём уже не только в «окно», но и во все щели нашего насквозь продуваемого отчего дома.

А что же мы? Прикрыли ли мы хотя бы на дюйм распахнутое во всю ширь окно? Бросились ли затыкать и заделывать образовавшиеся щели? Или противопоставили воинствующему нигилизму Запада собственную, прочную, жизнеутверждающую философско-идеологическую систему? Ни то, ни другое, ни третье. Обращаясь к партийной элите элит, «соли» земли российской, Владимир Путин призвал этих новых избранных работать на результат, не топтаться на месте, не допускать заносчивости, хамства и пренебрежения к людям. Но какой результат мы, в конечном счёте, хотим получить? Что за место, на котором мы сейчас находимся? Почему допускаются заносчивость, хамство и пренебрежение к людям со стороны власть имущих? Об этом – ни слова, и вопросы повисают в воздухе.

В то же время в процессе спячки элиты и общества у российского народа продолжают копиться и нарастать общенациональные фобии и непереносимые социально-экономические аллергены. К ним относятся в первую очередь губительная бесхозяйственность, кричащая социальная несправедливость, забалтывание властями и обществом множащихся проблем, накатывание волн недовольства всех и всем и каждого каждым, антагонистический раскол верхов и низов, усугубляющийся растущим взаимным недоверием. К этому можно многое ещё добавить, но уже и этого вполне достаточно, чтобы спрогнозировать внутриполитический взрыв огромной силы.

Россия – не Франция, и у нас дело редко ограничивалось одними «жёлтыми жилетами». Россию всегда тянуло к красному, а всё «красное» у нас, как правило, ассоциируется с огнём, разгулявшейся стихией, мировым пожарищем. И обязательно, чтобы пыль столбом и дым коромыслом. Те, кто крутят сегодня российской властью, заставляя её плясать под свою дудку, убеждены, что, при их-то богатствах, в нашей мирной стране им ничто не угрожает. Но это не так. Энергетически заряженная Россия уже по своей духовной эмоциональной природе являет собой вулкан. А вулканы, как известно, только кажутся мирными и благообразными, а на деле они время от времени взрываются, уничтожая в первую очередь всё то, что находится именно на вершине горы. 

А вершина горы у нас сейчас занята теми, кто стремится всемерно нарастить своё богатство, а через него – свою личную роль и весьма специфическое участие в управлении государством. По сути, они всё более превращаются в новых бояр, расшатывающих российскую государственность ради денег и власти. То есть они попросту рубят сук, на котором сидят. Долго это продолжаться не может. «Бояре» и сами это сознают и уже сейчас принимают меры к упрочению своего положения и ужесточению давления на массы. 

Однако наше нынешнее боярство не учитывает одного очень важного момента. Страна и народ, познавшие благо подлинной свободы, никогда уже не смирятся с насильственным рабством и рецидивом крепостничества. В той же Франции «ничему не научившиеся» Бурбоны в XIX веке вынуждены были признать эту аксиому, наступив по возвращении из изгнания на старые, феодально-крепостнические грабли. Мы же в этом плане отличаемся от французов только тем, что «долго запрягаем», но зато мы потом очень «быстро едем». 

Летаргия у нас сегодня действительно наличествует. Она охватила всю богатую элиту и сытую часть российского общества. Но и аллергия на летаргию в России имеется. Более того, болезненная реакция на летаргию элит со стороны здорового народного организма нарастает масштабно и усиливается в болевом отношении. Об этом говорят последние исследования не только Левада-центра, но и ВЦИОМ. Об этом же свидетельствуют и вспышки народного гнева на всякого рода наглые и надменные «оговорки» потерявших совесть богачей и зарвавшихся чиновников. 

Вывод из этой ситуации вытекает сам собой. Одними призывами к чиновникам и делегатам съезда ЕР работать на результат, не топтаться на месте, не допускать заносчивости, хамства и пренебрежения к людям сегодня уже не обойтись. Необходимо Дело, необходима переналадка всей системы производственных и человеческих отношений. Если же этого в ближайшее время не произойдёт, то пусть потом «не пищат» все те, кто не способен понять и правильно отреагировать на требования текущего момента.   

Специально для «Berg PRESS»:

Александр Афанасьев

Использовано фото с сайта — http://da-medvedev.ru/news/item/24627/photolents.html

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.