Categories:

АКТИВ И ПАССИВ. Беда, когда баланс интересов народа и общества резко расходится

Ровно 170 лет назад прозвучали вещие слова Карла Маркса и Фридриха Энгельса: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Этими словами начинался «Манифест Коммунистической партии», опубликованный в 1848 году. Спустя 69 лет, в 1917 году, призрак коммунизма обрёл в России плоть и кровь. А после победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов он широко зашагал по планете, пробудив к активной жизни не только многие народы, но и целые континенты. 

Но у призрака коммунизма был брат и тоже призрак – призрак либерализма. Судя по трудам Джона Локка (1632-1704), этот призрак появился в Европе намного раньше своего брата и долго гулял сам по себе, маня людей несбыточными надеждами, но в драку не лез. Свои плоть и кровь он обрёл после торжества коммунизма в России. Щедро подпитываемый воротилами капиталистического мира призрак либерализма тайно проник в нашу страну и, развалив СССР, надругался над  коммунистической идеей. 

Что представлял собой локковский либерализм? «Тремя китами» политического кредо Джона Локка, изложенного во «Втором трактате о правлении» (1690), являлись право каждого человека на жизнь, индивидуальную свободу и частную собственность. Обоснованием этого права для Локка послужило так называемое «естественное право». Оно предполагало, что человек с момента рождения, уже самим появлением на Земле, получает равные права на жизнь, свободу и саму эту Землю. Эти права он и должен отстаивать, за них бороться, не щадя своей и чужой жизни. 

Но всё это было в теории. На практике же сам Локк, а также все его именитые последователи, включая «отцов-основателей» США Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона, проявляли поразительную гибкость в трактовке «естественного права». Они допускали явное превышение ценности жизни, свободы и собственности для одних людей и их существенное принижение для других. Такими «другими» людьми для Локка были католики, крестьяне, слуги, североамериканские индейцы. При этом хозяева жизни, включая короля Вильгельма, у него могли обладать абсолютными правами, а низший люд, по сути, не имел никаких прав. 

В наши дни тенденция наделения особыми правами неких избранных и утверждения двойных стандартов в европейском либеральном обществе не только сохранилась, но ещё более усилилась, приобретя статус социально-экономического закона. Апеллируя к локковскому «естественному праву», американские и канадские социологи с конца 1960-х годов занялись научным обоснованием права детей из богатых семей занимать привилегированное положение в обществе и обязанности выходцев из низших слоёв удовлетворяться своими скромными возможностями. 

В силу этой новой «нюансировки» либеральная идея вступила в противоречие с самой собой. Локковскому равенству прав всех людей без исключения его преемники и последователи противопоставили равенство прав представителей элиты и неравенство остальных людей, относимых к народной «массе». В международном плане появилось деление стран и народов на первый, второй и третий «миры». Причём к «третьему миру» отнесены так называемые развивающиеся страны, судьбу которых, по сути, должны определять так называемые развитые страны. Тем самым в мире восторжествовало фактическое неравенство, которое стало маскироваться ложью, фальшью и лукавыми увёртками либеральной риторики. 

Когда в 2007 году в Мюнхене на Международной конференции по безопасности Владимир Путин выступил с критикой США, которые, по его словам, настаивают на большем равенстве и большей суверенности по сравнению с другими членами мирового сообщества, он не только «оскорбил» собственно США, но и подверг сомнению само кредо неолиберализма. Этим объясняется дружная поддержка европейскими странами санкций США, обрушенных на Россию в 2014 году после её воссоединения с Крымом. Крым был не более чем поводом. Причина же крылась в покушении на права мировой либерально-буржуазной элиты. 

Ответ США на критику президента России был двояким. С одной стороны, они избранием в президенты афроамериканца Барака Обамы продемонстрировали мнимое торжество либеральной демократии. С другой стороны, США инспирировали грузино-российский вооружённый конфликт в августе 2008 года и организовали государственный переворот на Украине в 2014 году. Восьмилетнее правление Барака Обамы в целом обернулось для мира изощрённой либеральной риторикой, доходящей до степени цинизма, и войнами США и их союзников в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии, а также целым рядом «цветных революций». Такого расхождения между словами и делами мир ещё не знал.

В 2016 году в ходе президентских выборов США встали перед дилеммой: продолжать наращивать либеральный обман всего мира и своего собственного народа или сказать миру и народу правду, раскрыв им реальное, весьма негативное и тревожное, положение вещей. Избрав Дональда Трампа, американский народ и определённая часть элиты предпочли обману реализм. Но американское общество и другая часть элиты с этим не согласились, выведя ситуацию в США на уровень холодной гражданской войны. Этот двуглавый американский дракон продолжает раздирать надвое и сами США, и мировое сообщество в целом.

Этот факт обратил на себя внимание мировой элиты. Давосский экономический форум (январь 2019 года) забил тревогу, прогнозируя торжество деглобализации, угрозу экономической рецессии и рост проявлений национализма. По сути, это было признание практической несостоятельности западноевропейской либеральной идеологии. Анатолий Чубайс на форуме пошёл дальше и объявил о кризисе самого либерализма. Глава российской делегации Максим Орешкин предрёк миру вступление в полосу тектонических сдвигов.

Откровения Чубайса для российской либеральной элиты и российского общества дорогого стоят. Никто иной, как именно Анатолий Чубайс, был творцом идеи превращения России в либеральную империю, противостоящую мировому социализму и российскому традиционализму. Говоря о кризисе либерализма, Чубайс, по сути, поставил крест на своих былых мечтаниях, признавшись в провале собственных планов в отношении полного разгрома социализма и российского традиционализма. 

Но наши либералы – это такой народ, для которого реальная действительность и доводы разума абсолютно ничего не значат. Провалилась одна иллюзорная мечта, - они тут же хватаются за другую мечту-иллюзию, ещё более провальную. Вертлявый флюгер либеральной интеллигенции Дмитрий Быков на декабрьских «Дилетантских чтениях» в Петербурге озвучил «свежую» либеральную идею - идею «новой перестройки». 

Новая, быковская, перестройка, по-видимому, должна именоваться на американский манер – «new perestroika». Ибо, по замыслу её идеологов, Россию сейчас нужно перестраивать уже не ради избавления от коммунизма, от которого и так у нас остались одни обломки, а ради её освобождения от самой себя, собственной идентичности и собственных интересов. Наше либеральное общество сегодня спит и в счастливых снах видит нашу страну в качестве колонии США, тщательно подогнанной под стандарты, чаяния и интересы золотого светоча мира - Соединённых Штатов Америки. 

На фоне полной деградации российского либерального общества, превратившегося в пассив нации и главный тормоз социально-экономического и духовного развития нашей страны, в российском народе накапливается понимание чудовищной ошибки, совершённой нашей страной и нашим государством на рубеже 80-90-х годов XX века. Когда все мы, скопом и безоглядно, разрушили собственными руками и позволили нашим врагам похоронить всё то, что должны были защищать как зеницу ока. А именно – честь и достоинство, правду и справедливость, дружбу и братство населяющих нашу страну многочисленных народов. 

И всё это мы проделали только для того, чтобы наши собственные верхи и разного рода проходимцы и криминальные элементы смогли без зазрения совести присвоить народные богатства, а сам народ довести до уровня бедности и нищеты. Замеры общественного мнения, проводимые специалистами в последнее время, говорят о нарастании в народной массе недовольства состоянием дел в стране и своим собственным положением. Декабрьский (2018 года) опрос Левада-центра показал, что уже две трети наших граждан выражают сожаление  о распаде Советского Союза. 

Этот весьма красноречивый факт побудил журналистов на последней встрече с президентом РФ задать ему вопрос о возможности возврата социализма в нашей стране. Ответ Владимира Путина был краток и категоричен: возврат социализма «невозможен»; допустимы лишь отдельные его «элементы»; но и они не годятся в силу «убыточности». Возможно, сам Путин думает по-другому, но он счёл необходимым лишний раз озвучить известную либеральную мантру, навязываемую народу и обществу с самого начала «святых» 1990-х годов. Но за это время в стране многое изменилось. А главное – изменился сам народ, который вырос, возмужал и всё чётче и трезвее понимает, что жить надо только собственным разумом. 

Взросление народа и его возмужание проявились в нарастающем недоверии правительству, партиям и президенту страны. По данным ВЦИОМ, в январе 2019 года рейтинг правительства, правящей партии и самого президента страны упал до небывалых размеров. При этом доверие Владимиру Путину выразили только 32,8 процента респондентов. Причин для такого обвала рейтинга лидера страны много. Но главная из них всё же кроется в разочаровании народа и утрате им надежд. Было время, когда народ сочувствовал Путину – такому одинокому и такому беспомощному. Потом наступил период ожидания: вот ещё немного потерпим, ОН наберётся сил и наведёт в стране порядок. Затем пришло время страхов: не надо раскачивать лодку, а то как бы не было хуже. 

2018-й год всё расставил по своим местам. При слабой явке на президентские выборы и бессовестной пропутинской кампании в прессе, включая столпов либерализма, большинство пришедших на избирательные участки отдали свои голоса Владимиру Путину. Но это был его последний шанс и последняя надежда на него. Однако шанс свой он не использовал, а народную надежду обманул. Узаконенная президентом грабительская пенсионная реформа (на фоне снижения пенсионного возраста на 5 лет в Италии!) ударила не только по «предпенсионерам». Это была пощёчина всему народу, который хорошо помнил раннее президентское обещание.

Но наш народ терпим и безмерно лоялен к властям. Он даже эту обиду готов был проглотить. Тем более, что «реформа» подавалась как экономия средств для укрепления безопасности страны. Но слова и сам тон отказа даже от элементов социализма были последней каплей в подрыве народных чаяний. Все хорошо помнили слова президента о том, что развал СССР был «величайшей катастрофой». Все эти годы в народе теплилась надежда, что именно Путин в час икс подаст народу сигнал и примет решительные меры, означающие поэтапный возврат не к коммунизму (которого у нас фактически никогда и не было), а именно к социализму. И тут такой «облом»!!!

1 февраля 2019 года Левада-центром были опубликованы данные о том, что 45 процентов опрошенных россиян считают, что страна движется по неверному пути, 13 процентов затруднились с ответом и 42 процента полагают, что с движением у нас всё в порядке. Формально можно считать, что мнения разделились примерно поровну. Но формализм нас, как всегда, обманывает. Первые респонденты, и их большинство(!), определённо видят и понимают, что мы гребём не туда. Колеблющиеся, скорее, осуждают, чем поддерживают курс властей. А 42 процента – это то самое российское болото, в котором намешено всего понемногу и в котором вязнет и пробуксовывает всё наше движение вперёд. 

Если обращать внимание не на слова, а исходить из реальной ситуации в стране и в мире, то следует признать, что возврат к социализму в России не только возможен, но и неизбежен. На это работают многие причины. Назову только главные из них. 

Первая. Либеральная идеология представляет собой пустышку, красивый фантик без содержания. Свобода в ней – это насреддинова «морковка», которую наша элита собирается держать перед лицом народа до тех пор, пока он не свалится с ног от голода. 

Вторая. Свободный рынок без сдерживающей и направляющей роли государства превратился в России в питомник хищных зверей, которые используют «травоедов» как лёгкую добычу, перегрызая при этом глотку друг другу.

Третья. Государство, управляемое либералами, не просто теряет мощь и силу гаранта справедливости, но превращается в инструмент собственного саморазрушения и главного сеятеля хаоса в стране.

Четвёртая. Раскормленное либеральное общество из актива превратилось давно в пассив. Те есть в обузу и балласт, которые тяжким грузом легли на плечи народа.

Пятая. Российский народ, лишенный позитивных целей и продуманной стратегии развития, всё больше погрязает в бездействии и бессмысленности существования, порождая в своих недрах мощный актив, нацеленный на преодоление гибельной инерции.

Шестая. Окружающий мир смотрит на дрейфующую либерально-буржуазную Россию как на больного человека: кто-то с жалостью и состраданием, а кто-то с насмешкой и презрением. Смотрят и ждут. При этом Запад подталкивает нашу страну всё ближе к пропасти. 

Исследователи Аркаима, древнейшего города-коммуны в нашем южном Предуралье, располагавшегося на стыке Европы и Азии, заметили удивительную закономерность. Через каждые 70 лет жители города сами поджигали все деревянные постройки, покидали пепелище, потом возвращались и отстраивали город заново. Это было ритуальное очищение от скверны, накопленной за годы долгой совместной жизни. 

Социализм в Советской России просуществовал тоже немногим более 70 лет. Либерализм в нашей стране сыграл роль своеобразного «пожарища», которое пожрало советский строй и коммунистическую идею. Он свою разрушительную задачу выполнил, даже с лихвой. Теперь наступило время нашего возвращения к самим себе, к нашей сущности, и отстраивания заново нашего прежнего, комфортного для народа, жилища. 

Разумеется, это будет не механическое восстановление всего того, что было раньше. Мы поумнели, время и мир тоже изменились. Мы постараемся теперь взять всё лучшее из нашего советского прошлого. Тогда мы были первыми. Теперь есть другие страны, и каждая из них со своей спецификой социалистических преобразований. Почему бы и нам не отстроить социализм именно с русской спецификой. Как-никак русский народ составляет 80 процентов населения, и он всегда был не только государствообразующей нацией, но и цементирующим элементом для других народов страны.

Я верю, что социализм с русской спецификой будет справедливым и человечным, сочетающим общественные интересы с огромным творческим личностным потенциалом. Убеждён также в том, что это будет социализм обязательно с Богом в душе и с соборным храмом-пантеоном на холме. 

Специально для Berg PRESS:

Александр АФАНАСЬЕВ

promo berg_press october 30, 2017 15:33 1
Buy for 100 tokens
В ПРОМО на странице блогера Германа Берга, которая называется "Berg PRESS", под девизом "Правдиво о Справедливом" разрешено размещать рекламу постов сделанных именно в ЖЖ. НЕ рекламируйте сторонние сайты! Прошу обратить внимание, что блог Германа Берга посвящён экономике, политике и…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.